Школьные уроки химии в 9 классе продолжают программу предыдущего года. Они включают в себя подробное изучение системы химических элементов, реакций и процессов, которые проходят между ними, а также начальные этапы органики. Ученики уже знают основные понятия, поэтому объяснение программы проходит проще, ведь каждая из новых тем по смыслу зависит от предыдущей. Важно хорошо усвоить и все пункты из программы по химии 9 класса, чтобы дальнейшее изучение предмета в 10 классе не вызывало трудностей.
Открытие таблицы химических элементов
Во всем мире принято распределение химических элементов — это периодическая система, созданная русским ученым Дмитрием Ивановичем Менделеевым в 1871 году. Первый вариант этой таблицы устанавливал зависимость каждого элемента от массы его атома. Затем предпринимались попытки преобразовать графическое изображение в форму геометрических фигур и математических кривых.
Сейчас периодическая система распространена в трех видах:
· короткая, которая содержит 8 групп (отменена в конце ХХ века);
· длинная — некоторые элементы вынесены, чтобы сделать систему компактнее, этот вариант утвержден в качестве главного;
· сверхдлинная, где каждый период расположен на одной строке.
Способность веществ проводить ток
Все вещества делятся на два типа: электролиты, которые проводят ток, и неэлектролиты. Говоря о последнем, стоит отметить, что он имеет свои характеристики. Электролитическая диссоциация — это разложение заряженных элементов на ионы. Теорию разработали в 1887 году ученые С. Аррениус и В. Оствальд, а развивали исследователи из России И. А. Каблуков и В. А. Кистяковский, используя для объяснения этого процесса теорию растворов Д. И. Менделеева. Таким образом, была сформулирована химическая теория.
Электролитическая диссоциация имеет три основных положения. В процессе реакции заряженные элементы делятся на положительные (катионы) и отрицательные (анионы). Первые направляются к катоду, вторые — к аноду. Степень диссоциации определяется отношением количества частиц к общему числу целых элементов. Школьные уроки химии включают в себя также понятия о сильных, слабых и средних веществах. Первые имеют степень диссоциации больше 30%, вторые — от 3% до 30%, и третьи — меньше 3%.
Начало органической химии
Знания об этих элементах появились еще в Древнем мире, когда люди поняли разделение окружающей действительности на живую и неживую природу. Раздел науки изучает органические вещества, в состав которых входит углерод, их структуру, свойства и способы синтеза. Элемент С может соединяться с различными известными молекулами, что обуславливает многообразие веществ в этом разделе науки. Все органические вещества объединяются в общий список — номенклатуру, которая принята ИЮПАК. Классификация самой обширной группы построена на принципе химических и физических свойств. Они определяются тем, как устроен углеродный скелет и распределением на функциональные группы.
Органические молекулы образовываются при помощи ковалентных неполярных связей типа С-С и ковалентных полярных соединений С-О, С-N. Однако классическая теория этого типа связи не в состоянии объяснить все типы, поэтому применяются понятия молекулярных орбиталей и методы квантовой химии. Новые вещества получаются в процессе разрыва ковалентных связей, для которого требуются определенные условия: нужная температура, время и часто наличие катализатора.
Занятия по химии 9 класса предполагают подробное изучение и завершение темы неорганических веществ, а также краткие сведения о природе органики в том смысле, что эти соединения играют ключевую роль в организмах живых существ.