В программе «русский язык 6 класс» школьники подробно знакомятся с различными частями речи, их основными признаками и способами образования слов. Кроме того, в ходе данного курса изучаются основные правила пунктуации и орфографии. Особое внимание уделяется разделу фразеологии с целью обогащения словарного запаса учащихся, что способствует развитию грамотной художественной речи.
Роль местоимений в русском языке
Для связи предложений в тексте активно используются местоимения, которые указывают на определенные предметы, лица, события или признаки, но конкретно не называют их. По значению выделяют несколько разрядов данной части речи. Личные: «я, мы, ты, вы, он, она, они» отвечают на вопрос «кто?» и в предложении обычно выступают в роли подлежащего. Возвратное «себя» играют роль дополнения и может склоняться по всем падежам, кроме Именительного. Кроме того, выделяют вопросительные, отрицательные, относительные, притяжательные, указательные, неопределенные и определительные местоимения.
Основные функции знаков препинания в устной и письменной речи
Интонационно и логически выделить слова в предложении помогает пунктуация. Данный термин обозначает систему знаков препинания и правила их грамотной расстановки на письме. Например, точки выполняют функцию отделения одного предложения от другого, благодаря чему текст зрительно и на слух воспринимается проще. Тире и двоеточия помогают точнее уловить смысл, определить последовательность действий, выявить уточнения и противопоставления в рассказе. Кроме того, пунктуация призвана выделять обращения, вставные конструкции, междометия и вводные слова. Для этой цели на письме используются запятые. Одни и те же знаки могут выполнять различную роль в зависимости от конкретного случая. К примеру, запятая также служит для разделения однородных членов или сложного предложения на несколько простых частей.
Каким образом русский язык обогащается новыми словами?
Лексический словарь русского языка постоянно пополняется новыми понятиями. Подобная тенденция отмечается не только благодаря заимствованию терминов из иностранных языков. Появлению новых форм также активно способствует словообразование. Например, от английского заимствованного термина «компьютер», в русском языке появились существительные «компьютерщик» и «компьютеризация», а также прилагательное «компьютерный». Согласно правилам русского языка, словообразование может происходить суффиксальным, бессуфиксальным, приставочным или приставочно-суффиксальным способами. Кроме того, выделяют методы сокращения основы, аббревиации, сложения, сращения, а также перехода части речи из одной в другую. При этом способы могут комбинироваться. Однако в любом случае данный процесс всегда происходит путем образования производной основы от производящей.
Основные виды фразеологизмов
Современная программа «русский язык 6 класс» включает изучение устойчивых по структуре и составу сочетаний нескольких слов или, иными словами, фразеологизмов. Впервые данное понятие сформулировал швейцарский лингвист Шарль Балли. Позднее русские языковеды В. Виноградов и Н. Шанский выделили несколько видов конструкций, среди которых были фразеологические сочетания, сращения, единства и выражения. В первом случае одно слово является постоянным, а остальные допускают замену, например, «светиться любовью» и «светиться счастьем». К единствам относят образные фразеологизмы с переносным смыслом, к примеру, «плыть по течению». Сращением или идиомой называют семантически неделимый устойчивый оборот, из которого невозможно вывести какое-то слово без потери значения всего выражения. В качестве примера приведем фразеологизмы «как кошка с собакой» в значении «недружно», «после дождичка в четверг» в понимании «неизвестно когда», «биться как рыба об лед» — «совершенно напрасно, зря, безрезультатно».